Облаченные в мечты

Луис Брилл
(15.06.2007)

Как все начиналось

Видеоэкран на фасаде здания NASDAQ Видеоэкран на фасаде здания NASDAQ

Сначала на стенах и крышах зданий годами висели вывески. Позже виниловые плакаты стали покрывать стены высоких зданий. Теперь и светодиодные видеоэкраны порой полностью скрывают фасады зданий и показывают различные изображения, которые "оживляют" поверхность всего здания. Натянутые на здание как "кожа", динамичные видеоэкраны дали архитекторам новый инструмент, который позволяет им выносить корпоративный стиль в анимированном виде на огромные площади зданий.

Фильм Ридли Скотта 1982 года "Бегущий по лезвию" о месте андроидов в обществе, впервые показал анимированные здания. Действие фильма происходило в фантастическом городе-государстве, и зрители могли заметить несколько видеоэкранов, прикрепленных к зданиям и являющихся частью городского пейзажа.

Покрытые видеоэкранами фасады зданий - это победа как архитекторов, так и рекламодателей. Пластичность светодиодных экранов предопределила их применение в качестве архитектурных покрытий. Программируемые световые и видео шоу высотой в целый дом информируют об арендаторах помещения и удовлетворяют их любые запросы по рекламе. Также это выгодно непосредственным владельцам зданий, так как здание привлекает к себе внимание туристов, и на этом можно заработать денег.

В данный момент, по меньшей мере, дюжина небоскребов по всему миру имеет светодиодные видео стены. Большинство из них находятся на Тайм Сквер в Нью-Йорке. Но революционная находка вскоре перекочевала и в мегаполисы Азии и Европы. Контент на видео стенах различается. Некоторые стены используются как простые рекламные биллборды, другие совмещают имиджевые ролики и арт-видео.

Видео стены впервые появились в 1996 году в виде 10-этажного экрана NASDAQ на здании Conde Nast. Монреальская компания "Saco Technologies Inc." установила для NASDAQ экран "Smartvision" площадью 1000 кв. метров и стоимостью в 37 миллионов долларов.

Глава "Saco" Гари Налвен однажды сказал: "Светодиодный экран NASDAQ стал фантастическим символом финансового сообщества, чем-то даже затмив образ Уолл Стрит с его зданием, украшенным римскими колоннами. Не проходит и дня, чтобы здание NASDAQ не появлялось на заднем плане фотографий газет, видео репортажей различных международных медийных агентств".

Видеоэкран NASDAQ решил, по крайней мере, одну важную проблему - как дать свету проникать через видео стены в окна тех, кто работает в здании. Предыдущий огромный видеоэкран на Тайм Сквер покрывал стену здания полностью и закрывал окна от дневного света. Поэтому в экране NASDAQ проделаны отверстия для окон.

Все дело в сетке!

Фасад здания с металлической сеткой-экраномНемецкая компания ag4 и американская GDK-USA совместно создали металлическую сетку с горизонтальными втулками, которые позволяют светодиодным линиям быть встроенными в ряды по всей сетке. Полная сетка, когда она аккуратно повешена на фасад здания, служит как гигантский видео дисплей.

Немецкая компания "ag4 Mediatecture" из города Колон - это междисциплинарная группа архитекторов, художников и индустриальных дизайнеров. Они занимались поиском оптимального баланса между архитектурой и медиа средой. Они знали, что проблема может быть решена с помощью светодиодного экрана, который должен покрывать фасад здания, но не мешать проникновению дневного света в окна.

Соучредитель компании и соинвестор светодиодного медиа фасада на здании компании Кристофер Кронхагель объяснил, что его команда решила эту проблемы путем изъятия из экрана нескольких блоков, чтобы в итоге получилось прозрачное видео "покрывало", которое висело бы на фасаде здания.

В техническом задании ag4 написано, что линейный промежуток разделяет ряды полотна светодиодного экрана. Но при этом с расстояния в 18 метров и более человеческий глаз не замечает разрывов и видит цельное изображение.

Кронхагель говорит: "Прорезь из сплетенного металла уже принята в дизайне и архитектуре. Для того чтобы применить данный способ в нашем случае, мы скооперировались с немецкой компанией "GDK" (из города Дюрен, Германия), которая производит сплетенные из металла отверстия для зданий. Совместно мы создали "Mediamesh®", прозрачное покрытие, которое одновременно показывает видео изображение и пропускает внешние лучи дневного света в здание".

Компания называет этот выразительный дизайн одним словом - mediatecture, некий микс из медиа и архитектуры, который позволяет клиенту визуально представлять свой бренд или корпоративный логотип на фасаде здания.

Медиа фасад SPINNAKERСозданный компанией ag4 медиа фасад SPINNAKER подражает парусу. Сообщения на нем покачиваются из стороны в сторону, как будто здание реагирует на порывы ветра.

Первая установка медиа фасада компании "ag4" была сделана для штаб-квартиры компании "T-Mobile" в Бонне. Конструкция из светодиодных полос размером в 300 кв.м. (30м в ширину и 10 м в высоту) была размещена на фасаде здания, над входом. Между каждым рядом получилось расстояние в 12 сантиметров. Видеоэкран может показывать единое, полноцветное изображение низкого разрешения, которое можно увидеть как днем, так и ночью.

Став новым медиа, такие видеоэкраны перестали быть просто вывесками, говорит Кронхагель. "Медиа фасады опять же придают таким светодиодным дисплеям общественное значение. Они не только показывают рекламу и бренд владельца, но и пропагандируют искусство. В какой-то мере использование таких экранов становится соревнованием между владельцами зданий и окружающим сообществом с целью наилучшим образом показать себя миру".

Свет сигнальных огней

Видео стена на Grand Indonesia Tower в ДжакартеВидео стена на "Grand Indonesia Tower" в Джакарте

Наверное, самая эффектная видео стена была сделана на "Grand Indonesia Tower" в Джакарте. Многофункциональное здание площадью 344.100 квадратных метров (до сих пор строится) располагает торговыми центрами, отелем и 57-этажным офисным центром.

Здание было спроектировано директором компании "Austin Veum Robbins Partners" Дэррилом Ямамото и "Mixed Use Studio" (обе компании из Лос Анжелеса). Ямамото раньше работал в компании "RTKL", где он и разработал данный проект.

"На самом деле, светодиодная сетка повторяла форму несущей стены здания", - говорит Ямамото. "Таким образом, светодиодные видео полосы были установлены напротив здания в нескольких комбинациях. В некоторых случаях, где было стекло, светодиодные полосы были встроены в само стекло и смотрели наружу. Где находились непрозрачные металлические конструкции на поверхности здания, светодиодные полосы были углублены в "тело" здания".

Передний фасад башни покрыт как минимум 5.580 кв. метров светодиодных рядов. Светодиодный экран (288 метров в ширину и 1.260 метров в длину) покрывает практически две трети этого пространства. Верхушка здания и боковые стены также будут освещены светодиодами, которые будут привлекать внимание к основным дисплеям на здании.

В то время как светодиодное освещение стало очень популярно среди архитекторов, некоторые разработчики визуального оформления зданий видят ценность видео стен именно в том, что они могут быть частью дизайна зданий. В идеале освещение и видео составляющая должны быть скомбинированы в единое целое, в некую единую визуальную идею.

Ямамото отмечает, что здание обычно разграничивается своей внешней формой и, в некоторых случаях, использованием внешнего освещения, которое подчеркивает эту форму. "До настоящего времени архитектура старалась приспособить здания под 3D пространство", говорит Ямамото. "Видеоэкраны, полностью покрывающие поверхность здания, меняют представление о том, как здание вписывается в это пространство. В известном смысле, светодиодный видеоэкран, покрывающий поверхность здания, ставит его в четвертое измерение, где графический и символичный образ теперь становится репрезентативной особенностью того, как здание выглядит само по себе".

Компания из Лос Анжелеса "Standard" разрабатывает архитектурные мультимедийные инсталляции. "Standard" разработала для здания в Джакарте видеоэкран и разрабатывает его наполнение. Президент компании Адриан Велическу говорит: "Это здание являет не только самым большим небоскребом в Джакарте, но также, к завершению строительства (в 2007 году), его видеоэкран станет самым большим светодиодным дисплеем в мире".

Видеоэкран произведен компаниями "Odeco" (Барселона, Испания) и "EuroSmartVision" (Антонии, Франция). TransMedia Wall - видео стена Grand Indonesia Tower - была совместно разработана компаниями "Standard" и "EuroSmartVision". Велическу заключает: "Очень большие видеоэкраны не являются просто биллбордами. Подобные видеоэкраны, помимо показа рекламных и имиджевых сообщений, несут некую социальную функцию. Кинетическое искусство и социально значимые графические изображения также будут показываться на поверхности здания. Мы надеемся, что контент будет иметь прямое отношение к окружающему здание пространству".

"Мы предполагаем, что примерно половина контента на экране будет отдана под коммерческое использование, а другая половина - для общественно-полезной информации и искусства", - говорит Велическу. "Весь контент будет произведен в естественном для визуального восприятия темпе, что сделает его в глазах аудитории неотразимым и более универсальным для просмотра".

Как во сне

Видеоэкран на фасаде здания CHANELВидеоэкран на фасаде здания CHANEL

Американская компания "LED Effects" (Ранчо Кордова) специализируется на уникальных способах применения светодиодных дисплеев и светодиодного освещения. Недавно компания начала сотрудничество с международным продавцом товаров роскоши "Chanel" и архитектурной нью-йоркской компанией "Peter Marino + Associates Architects". "Chanel" открыла магазин в Гонконге и два в Японии (Осака и Токио, район Гинза). Светодиодные экраны были встроены в поверхность каждого здания.

По словам президента "LED Effects" Кевина Ферри, светодиодные экраны на каждом здании были размещены по-разному. "Светодиодный экран полностью покрывал лицевую стену и частично боковые стены здания в Гинзе. В здании в Осаке покрыты угловые стены здания, а в Гонконге, где также покрыты две стороны здания, фасад расположен между экранами".

Ферри говорит, что "Chanel" выбрала только белые светодиоды, потому что "белый цвет совпадает с цветом их логотипа и этот знаковый прием придает стильность проекту". "LED Effects" использует самые яркие светодиоды Nichia, чтобы достичь оптимальный белый цвет. Белый цвет регулируется 1024 уровнями яркости, которые дают каждому светодиодному экрану уникальную и изобразительную палитру.

Светодиодные экраны были встроены в поверхность зданий разными путями. В проекте здания в Гинзе светодиоды были встроены при помощи вытянутых трубок за стеклом Privilight™ и прикреплены к несущим стенам. В Осаке полупрозрачная панель площадью 0.093 кв. метра, в основании которой находились светодиодные панели, была помещена за белыми рассеивателями. В The Prince Building в Гонконге светодиодный экран размещен внутри внешней стеклянной стены.

Светодиодные экраны "LED Effects" могут покрывать любые поверхности (обычное и матовое стекло) в различных конфигурациях (прикрепленные к средникам за стеклом и на здании). Кроме того, экраны могут показывать различные текстуры здания (также как и фирменный "твидовый" рисунок "Chanel") и увлекательные кинематические изображения. По мере того, как изображения сменяют друг друга на внешних стенах здания, начинает казаться, что ты стал свидетелем снов, в которых пребывает здание. Например, в одной из графических зарисовок "Chanel" модели гуляют вперед и назад вдоль здания, потом неожиданно превращаются в голубей и улетают.

"Видеть эти здания вживую всегда невероятно увлекательно", - говорит Ферри. "Ты никогда не можешь подготовить себя к встрече с такими огромными настенными дисплеями так близко и вживую".

Незабываемые картинки

Архитектура трансформировала здания в вывески, чья функция, в меньшей степени, рекламная, и они скорее выполняют роль наружных, урбанистических поверхностей и культурных полотен. В данном случае, сообщения и графика должны подчеркивать большие размеры здания и при этом обеспечивать баланс их визуального восприятия с окружающей городской средой. Светодиодные дисплеи обращаются с коммерческими, имиждевыми роликами и в то же время арт-видео и культурными программами с такой грациозностью, что они не могут остаться незамеченными публикой. Так что еще можно требовать от вывески?