Urban screens 2005

Новая конференция в Амстердаме показала, как публичные места интегрируются в искусство и культуру посредством использования светодиодных экранов.

Выпуск 7/2006

Луис М. Брилл
(31.07.2006)

Urban screens 2005 - это международная конференция, организованная Амстердамским Институтом культуры, искусства и публичного пространства при содействии Берлинской Urban||ReseARTch Group. Она проходила в последних числах 2005 года. На конференции присутствовало около 220 участников, так или иначе связанных с искусством, архитектурой, изучением городской среды и цифровых технологий.

Как минимум 35 докладчиков затронули тему интеграции наружного цифрового искусства и городского пространства при помощи светодиодных видеоэкранов. Докладчики рассказали и показали, как крупноформатные электронные экраны из США, Англии, России, Швейцарии, Сербии и Черногории, Франции и Бразилии могут служить "галерейными полотнами", открытыми политическими площадками, местами для общения людей - одним словом, коммуникативными форумами, которые стимулируют "живую культуру".

Крупноформатные светодиодные видеоэкраны интегрировались в городское пространство - парки, торговые центры, площади, жилые и торговые кварталы, где экраны стали использоваться в таких некоммерческих областях, как искусство, образование и развлечение.

Башня The Grand Indonesia в Джакарте

Башня The Grand Indonesia в Джакарте представляет собой 57-этажный небоскреб, украшенный двумя светодиодными видеоэкранами. Задний экран низкого разрешения транслирует абстрактное видео. Видеоэкран высокого разрешения на лицевой части здания транслирует обычные ролики, либо бренды компаний. Общая площадь обоих экранов – порядка 60 000 кв. футов.

Один из организаторов конференции Марьям Штруппек (куратор Urban||ReseARTch) отметил, что публичное пространство всегда побуждало человека к каким-либо действиям. Штроппек также заявил, что социальное участие сейчас происходит не только традиционными способами, но и по средствам интеграции больших экранов в публичное пространство.

Часто встречающиеся в Европе электронные "культурные полотна" теперь распространены и в США. Интеграция крупноформатных видеоэкранов произошла в таких местах, как Чикагский фонтан "Корона" в Миллениум парке и на улице Фримонт в Лас-Вегасе. (журнал Screens писал о гигантском светодиодном экране в Лас-Вегасе.

То же самое происходит и в торговых центрах. Яркие примеры этому: Fashion Show в Лас-Вегасе и центр "Millennia" в Орландо.

Докладчики конференции высказали сожаление по поводу финансовой стороны вопроса, относящейся к затратам на производство и покупку светодиодных экранов. Они также обсудили, как именно необходимо интегрировать видеоэкраны в имеющиеся, либо будущие, городские пространства.

Видео соборы

Старший преподаватель университета Мельбурна в Австралии Скотт МакКуайр открыл конференцию докладом "Политика публичного пространства в медийном городе". МакКуайр объяснил, как телевидение из домашней вещи превратилось в архитектурно-дизайнерский элемент. "Медиа-здания", как он их называет, служат соборами современных городских районов. "Это позволило наружному видеоэкрану потенциально стать новым часть общественных мест", сказал МакКуайр, "создать новые формы публичных отношений между людьми и их районами".

Почему это настолько важный шаг в эволюции видеоэкранов? Электронное табло или видеоэкран сейчас является основной составляющей в публичных местах. Они интегрировали в рекламу, в коммерческие проекты, в системы управления дорожным движением, архитектурные строения, где они предстали современным, коммерческим видеоэкраном. Такое разное использование экранов и табло в городской сфере распространено по всему миру, где это олицетворяет метафоричную глобальную деревню.

В Англии BBC охарактеризовывает технологию наружного видео как форму "общественного вещания". В газете, изданной к конференции, BBC назвала широкоформатный видеоэкран "главной коммуникативной системой для создания "цифровых центров городов" и публичной трансляции общественных и образовательных программ, видео-арта и текущих новостей".

Докладчик Линда Уоллас из Национального университета Австралии на конференции затронула тему того, как наружные видеоэкраны формируют "видео сферу", механизм доставки, который растворяет виртуальное пространство (видео и медиа контент) в реальном мире.

Чтобы это сделать, BBC договорилась с Королевским Банком Шотландии в 2004 о создании их первого видеоэкрана в публичном месте - на манчестерской Exchange Square. BBC планирует установить еще несколько подобных светодиодных экранов в других местах Англии.

Фестиваль OutVideo в Екатеринбурге
В течение месяца, пока шел фестиваль OutVideo в Екатеринбурге, на восьми видеоэкранах в промежутках между показами рекламных роликов транслировались работы в стиле video art.

Внешнее внутри

В российском городе Екатеринбурге куратор и медиа-артист Арсений Сергеев использовал эфирное время на восьми видеоэкранах для показа "арт видео". Сергеев делал особый упор на привлекательность проекта, когда уговаривал городских медиа планеров дать ему возможность трансляции роликов на светодиодных экранах: "Если вы мне дадите возможность транслировать фестиваль арт-кино на видеоэкранах, люди будут смотреть на ваши экраны чаще. Таким образом, у вас будет более восприимчивая аудитория, которой будут интересны ваши экраны".

Его фестиваль наружного видео "OutVideo" демонстрировал около 160 видео работ в виде 30-секундных роликов, "чтобы рассказать людям об электронном искусстве в публичном пространстве". Ролики транслировались целый месяц.

Вера Бюльман и Андреас Вагнер из Университета искусства и дизайна (Базель, Швейцария) представили доклад "Умная оболочка - четвертое измерение архитектуры". Они продемонстрировали, как фасады зданий перевоплотились в динамичные оболочки, которые показывали индивидуальность зданий как "живого брэнда". Видеоэкраны формируют электронную оболочку, которая обволакивает здание и визуально подчеркивает индивидуальность компании. Здания NASDAQ и the Lehman Brothers в Нью-Йорке служат тому главными примерами.

Тем не менее, прогрессивное архитектурное мышление сделало шаг вперед, интегрировав солнечную батарею и "находчивые" электронные системы, которые делают из здания "чувствительную вещь" в глазах окружающих. Эта умная оболочка помогает зданию визуально адаптироваться к окружающей среде, к брэнду его владельца и культурной индивидуальности.

Некоторые другие докладчики, в основном, застройщики недвижимости, показали изображения или макеты моделей планируемых архитектурных строений, на которых изображены встроенные в них светодиодные видеоэкраны, которые помогут интегрировать строения в городскую среду.

Настройка

Эта теоретическая конференция сфокусировала внимание на реальном положении дел, так и на будущем. Многие докладчики объясняли, как они использовали в своих городах уличные видеоэкраны и разными способами пытались трансформировать местное городское пространство в "видео сферу".

Веб-сайт конференции, www.urbanscreens.org, содержит описание собраний. В 2006 году конференция пройдет в Берлине. Дата проведения пока уточняется.