Критерии выбора размеров и типов экранов для рекламного использования, часть 1

Выпуск 9/1998

Главный редактор - Владимир Крылов
(15.12.1998)

Экранная строка во Владимире

Мы получили фотоматериалы об "экранной строке", установленной во Владимире!

Экранная строка во Владимире Экранная строка во Владимире Экранная строка во Владимире
Экранная строка во Владимире Экранная строка во Владимире Экранная строка во Владимире

(Заранее извиняемся за качество фотографий, особенно после их преобразования в небольшие размеры, доступные для Интернета).

Как видно на фотографиях, "экранные строки" позволяют выдавать информацию не только в режиме "бегущая строка", но и в режимах покадрового показа или совмещенного показа (например, графического логотипа сверху и бегущей или покадровой информации - снизу), а также и в других режимах.

Подходы при выборе типа и размера экрана табло панно - системы для рекламного использования (часть 1)

В России, несмотря на кризисы, постепенно начинается возрождение высокотехнологичного производства, интегрированного с новейшими технологическими и инженерными мировыми решениями, но, при этом и вносящее свою инженерную часть в эту интеграцию.

Возможно, что кризис, с одной стороны, потряс нашу большую страну, а с другой стороны - заставил всех не только играть в различные "финансовые" операции с МММ, банками и ГКО, но и думать о других областях получения доходов пусть и не столь заманчивых и быстрых, как МММ или ГКО, но зато более надёжных.

Во всяком случае к нам стало приходить большое количество писем с просьбами подсказать - какую модель экрана (видео панно табло) можно было бы выбрать с наилучшим показателем эффективность/цена - т.е. оптимальную. Вообще-то сам вопрос очень философский (т.к. слишком от многих критериев и задач зависит), но то, что его начинают задавать - это, на самом деле, нас только радует.

Поэтому с сегодняшних новостей мы начнем публиковать серию статей, посвящённых различным подходам к решению вопроса "оптимальности". Прежде всего я хотел бы определить основные задачи, из которых мы будем исходить при решении этого вопроса - об оптимальности.

1. Для каких целей - собственный имидж, рекламный бизнес, информационно-городская система (например, собственный канал наружного телевидения или наружного видео), для сопровождения концертных, спортивных мероприятий или предвыборных (политических) акций и т.п.

2. Где (на улицах и площадях, на открытых стадионах и концертных площадках, внутри помещений и т.п.) и, соответственно, при каких климатических условиях.

3. В каком режиме (круглосуточно, по вечерам) планируется использовать видео панно, экран.

4. Планируется ли возврат средств, вложенных в данную установку и в какие сроки.

Начнем с самого сложного и одновременно самого простого:

Если Вам нужно видео табло, видео панно или экран только для чисто имиджевой задачи (т.е. самый, самый, самый) - цена и окупаемость (таких вопросов для Вас просто нет) - т.е., как при выборе эксклюзивной автомашины на спец заказ, круче, чем штатный 600 Мерседес, то в этом случае Вам, безусловно, надо выбирать среди новейших полноцветных светодиодных систем кластерного типа или новейших рир-просветных лазерных систем и новейших рир-просветных систем на основе проекторов JVC, и быть готовыми заплатить порядка 30 000 - 40 000$ за каждый квадратный метр, + ещё 100 -200 000 на компьютерное и видео оборудование и от 200 000 до 1 миллиона в год за его обслуживание (в 6 выпуске наших новостей от 12 октября об этих системах более подробная информация, причём, чисто западная).

При этом, с точки зрения оптимального соотношения, для имиджевой цели при отсутствии ценовых ограничений - это, безусловно, лидеры, т.к. даже если Вам захочется чтобы подобные системы работали круглосуточно где-нибудь в Якутии, то фирмы-производители за несколько дополнительных сотен тысяч или миллионов долларов Вам это обеспечат. Но, если говорить о них как о технических разработках, то даже не сомневайтесь - это на самом деле самые передовые.

Теперь о более простых, но, одновременно, самых сложных:

Здесь я хотел бы заранее оговорить, что решение этих вопросов будет идти не столько с точки зрения технарей и технической конкуренции технологий (хотя эти вопросы также будут обсуждаться), а в гораздо большей степени с точки зрения тех, кто будет их использовать и окупать.

Мы сами начинали работать в этой области сначала как чисто технические специалисты, но за прошедшие шесть лет мы стали гораздо больше взаимодействовать с рекламными и финансовыми подразделениями. В результате мы всё больше сами убеждаемся в том, что большинство чисто технических критериев при оценке того или иного оборудования из этой области, мягко говоря не очень соответствуют тем критериям, которые на самом деле оказались гораздо более определяющими с точки зрения окупаемости, возвратности и прибыльности от использования той или иной системы.

В сегодняшних новостях ограничимся прежде всего рекламными целями использования видео панно.

1. Для каких целей - рекламный бизнес.

2. Где - на улицах и площадях, в российских климатических условиях от -50 до +50°С (гарь, экологические выхлопы, скачки в электропитании - тоже российские).

3. В каком режиме - круглосуточно.

4. Планируется ли возврат средств, вложенных в данную установку, и в какие сроки - Да (сроки эти зависит от того - работает ли использующая (покупающая) организация как рекламное агентство на рынке, есть ли у него крупный рекламодатель (финансовый партнёр) и есть ли возможность использовать сетевой принцип (т.е. установить сразу несколько табло). Более подробно о сроках в разделе мировая практика использования электронных панно ).

Теперь, когда мы определились с основными задачами и целями использования, то необходимо начинать с первой задачи. Раз цель использования - рекламный бизнес и вопрос окупаемости важен, то при выборе типа электронного видео панно надо подходить прежде всего с точки зрения рекламодателя. А в наружной рекламе у большинства западных и больших российских и СНГ рекламодателей уже сложились основные требования к тому на что они хотят тратить свои рекламные бюджеты.

Прежде всего - это охват аудитории (или сколько людей увидит эту рекламу)

А значит и эффективностью рекламной компании в данном месте на данном носителе.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего определиться с местом расположения табло и уже, исходя из его (места расположения) характеристик, определять сначала даже не тип системы, а его линейные размеры - т.к. именно от них прежде всего зависит то, сколько человек (ежедневно) на транспорте или пешеходов, или собравшихся на митинг, концерт, мероприятие увидит информацию на видео экране).

При этом надо учитывать следующие общечеловеческие и чисто зрительные понятия. Когда мы приходим к окулисту, то с расстояния 3 м мы смотрим на буквы размером от 10 см до 1 см. Большинство без напряжения видит буквы размером 5 см. Соответственно, если мы хотим чтобы люди с площади размером около 100 м - 150 м увидели и без напряжения прочли информацию (как минимум три строки), то размер панно должен быть не менее 4 м 80 см, а высота его над зёмлей должна быть от 4 м.

Если же площадь глубиной 100-150 метров не ограничивается зданиями или деревьями по своему периметру, а как бы продолжается центральной магистралью или улицей вдаль на расстояние больше до 300 - 600 м, то его линейные размеры по вертикали должны быть порядка 9 метров, а высота его над землёй от 5-6 м.

Если же мы имеем такой случай, как на Поклонной горе в Москве, гда сама площадь перед экраном и сцена находятся на расстоянии 200м и с этого расстояния информация с экрана высотой 6 м, установленного на высоте 6 м, считывается легко и ярко, то с учётом того, что центральная алея Поклонной горы уходит дальше на расстояние более 1 км, то чтобы обслуживать и всю эту перспективу, необходимо иметь экран размерами не менее 12 м по высоте и с высотой размещения от 7-9 м.

Горизонтальная характеристика определяется из вертикальной исключительно из телевизионных соотношений близких к 3:4 или 9:12 (т.е. 3 м на 4 м, 6 м на 8 м, 9 м на 12 м, 12 м на 16 м и т.п.)

Вообще, именно природные способности наших глаз в сочетании с дистанцией и площадью, с которой мы способны воспринимать информацию тех или иных линейных и образных (сюжетных) размеров, являются самым важным критерием при подсчёте того количества людей, которые смогут увидеть рекламу (конечно, при условии, что в этом месте хоть кто-нибудь ходит, ездит, собирается или хоть откуда-нибудь его видно, где ездят, ходят, собираются, проходя и проезжая или участвуя на митинге, концерте и мероприятии с разных точек, откуда она будет не просто видна как точка, а будет считываться - являются определяющим при выборе и места и линейных размеров электронного видео панно. А значит именно линейные размеры - это основополагающая и первоначальная величина при выборе панно.

Таким образом можно составить следующую таблицу - зависимости линейных размеров от площади эффективного восприятия информации на данных наружных системах.

Линейные размеры табло панно экранов / к площади эффективного охвата (воздействия)

Линейные размеры видео панно табло экрана / высота поднятия над землёй Минимальная дистанция Дистанция наилучшего восприятия графических и видео изображений Дистанция наилучшего восприятия текстовой информации
3 м на 4 м
(на высоте от 3 м)
5 м 10-30м 10-20м
4 м на 6 м или 5 м на 7,5 м
(на высоте от 4м - 5м)
5 м 10-50м 10-30м
6 м на 8 м
(на высоте от 5 м- 7 м )
10м 20-70м 20-50м
9 м на 12 м
(на высоте от 6м-9м)
10м 20-200м 20-100м
12 м на 16 м
(на высоте от 6 м до 12м)
15м 40-300м 40-200м

Эта таблица не абсолютная догма - т.к. есть зависимость от конкретного места - но в среднем она достаточно ярко характеризует именно тот показатель - что чем больше линейные размеры тем больше глубина и площадь наилучшего восприятия информации как текстовой так и видео - и больше время этого восприятия - а значит и больше абсолютная и среднея величина аудитории воспринявшей эту информацию.

Когда мы пришли к этим выводам - то сразу стало понятно почему в Америке в последние 2-3 года на Таймс-Сквер появились огромные видео панно размерами 9 м на 12 м, или 12 м на 16 м.

Электронные панно на Таймс Сквер Спортивное ламповое панно Электронное панно компании AT&T
Размер панно около 9 м на 12 м Размер панно около 9 м на 12 м Размер панно около 12 м на 16 м

а в Корее и Китае - и так большинство панно размеров близких к 9 м на 12 м.

Светодиодный экран 9х12 м Светодиодный экран 9х12 м Светодиодный экран 9х15 м
Размер панно около 9 м на 12 м Размер панно около 9 м на 12 м Размер панно около 9 м на 15 м
Светодиодный экран 9х16 м Светодиодный экран 7х16 м Гигантское электронное панно 22х39 м
Размер панно около 9 м на 16 м Размер панно около 7 м на 16 м Размер панно около 22 м на 39 м

Кроме этого на широту охвата площади, а значит и величину аудитории, влияет угол горизонтального обзора системы (хотя эту характеристику надо опять же привязывать к месту). Т.е. если у Вас площадь не только больше 50-100 м, но и имеет такую же или большую ширину, то угол горизонтального обзора системы необходим порядка 80-160 градусов, если же у вас панно расположено в створе одной магистрали и сбоку к нему фактически нет подходов (например, как на Старом Арбате), то тут уже допустим угол и 30-40 градусов.

Теперь о характеристиках, влияющих на качество изображения:

яркость, контрастность и поддержка цветовой палитры

эти характеристики важны прежде всего, если планируется использовать видео панно табло экран в дневное время и месторасположение такое, что нельзя разместить видео панно табло экран так, чтобы прямые лучи солнца на него вообще не попадали. В этом случае надо выбирать систему с яркостью от 10 000 кд/м2, а лучше более 25 000 кд/м2.

Но если месторасположение позволяет установить табло так, что на него практически не попадают прямые солнечные лучи (например, оно располагается на козырьке здания и это же здание закрывает его), то в этом случае яркости достаточно и от 5 000 кд/м2

разрешение в пикселях

Это тоже очень интересный технический критерий. Как показала практика, и прежде всего наши зрительные возможности, о которых говорилось раньше, то оказало, что у Вас может быть панно с величайшим разрешением, например размера 6 м на 8 м или 9 м на 12 м, но всё, что будет на нём написано мелким шрифтом, никто так и не увидит (и уж тем более не воспримет) даже с дистанции оптимального восприятия, просто из-за того, что линейные размеры его будут настолько малы, что Вам необходимо иметь зрение лучше, чем 1 или применить бинокль. Таким образом Вы просто истратите деньги на то, что неоправданно.

Кроме этого надо учитывать ещё одну чисто техническую деталь - все электронные видео панно, как новейшие ламповые так и светодиодные или газоразрядные, по своей структуре изначально были цифровыми, а любой телевизионный сигнал вещательного телевидения, что PAL, SECAM, несмотря на свои 240-320 линий (и именно линий (аналоговых), а не пикселей (цифровых) - в этом часто большая путаница даже у технарей) из них реально передаёт 120, а в остальных идёт шум - поэтому возникло такое понятие как "достаточное разрешение" - порядка 120 на 160 пикселей, которое Вам позволяет передавать большинство вещательных сигналов.

Т.е., конечно, понятно, что чем лучше разрешение, тем меньше средств (а точнее, трудов) затрачивается на преобразование и тем лучше качество, но, если для Вас это выражается уже в сотнях, а то и 500 000$ на оптимальных линейных размерах для данного места размещения, которые необходимо будет возвращать, то может быть на первом этапе стоит ограничится "достаточным разрешением" или даже меньшим (т.к., как показала практика эксплуатации панно в Москве, Омске, Новосибирске, с большинством видео материалов уже можно успешно работать и на разрешениях порядка 60 на 80 или 70 на 100. Гораздо более важны оказываются для выигрышей тендеров на рекламу именно линейные размеры и охват площади и количество аудитории).

И, наконец, об эксплуатационных, климатических характеристиках и режимах работы системы:

ремонтопригодность

Важная характеристика. Так как оказалось при эксплуатации в России и СНГ очень важно - а есть ли служба или фирма, которая возьмёт на себя ремонт или замену плат (т.к. по жизни любая западная фирма как бы всё гарантирует и даже в случае поломки всё высылает, но почему-то либо с опозданиями, либо всё это застревает на таможне, причём порой на несколько месяцев (так было и с электронным панно на стадионе в Петербурге и в Москве и при запуске панно в Новосибирске), поэтому надо всегда смотреть не просто кто поставляет и что гарантирует, но и как реально и через кого это планируется организовывать и выполнять.

При этом лучше, если всё-таки установка будет не очень сложна в эксплуатациии, достаточно ремонтопригодна, а то это может стать не рекламным бизнесом, а инженерно-изыскательной деятельностью.

температурный режим

В России и странах СНГ - лучше чтобы хотя бы около от -50°C до +50°C.

круглосуточный режим

это необязательно, но если установки надёжны и ремонтопригодны, то чаще всего они это обеспечивают.

Теперь, когда мы определились с основными характеристиками, которые будут непосредственно влиять на продаваемость времени и эксплуатационные затраты, можно смотреть и выбирать среди различных типов, уже учитывая разницу в их стоимости не на относительно абстрактную величину, например на 1 м2, а в целом на стоимость установки с соответствующими общими характеристиками к площади и количеству обслуживаемой аудитории.

И при этом не забывать, что это деньги Ваши или Ваших инвесторов и их необходимо возвращать, поэтому в этом вопросе надо находить какие-то компромиссы между линейными размерами, яркостью, "достаточным разрешением", типом и стоимостью системы.

При этом надо учитывать ещё один момент - возможность апгрейда системы (т.е. возможно ли начинать с одного типа (например, не очень дорогого для определённого линейного размера, но имеющего, например, не совсем достаточное разрешение), а потом со временем (через год-два), с помощью апгрейда (например, только электронной части) переходить на более совершенные).

Тут правда уже сложились некоторые мировые наиболее популярные и оптимальные решения. Установка должна быть:

Но в каждом конкретном случае надо начинать с того места, куда видео панно собираются устанавливать.

Продолжение, в котором мы расскажем об оптимальных характеристиках установок для спортивных, концертных и митинговых случаев будет в следующем выпуске.

Радостная новость. К концу этого года (где-то с 20 декабря) будут введены новые цены (уже в Москве) на новейшие американо-российские полноцветные ламповые видео панно табло экраны установки. Ожидается, что они будут в среднем порядка 5 000$ за 1 м2 (вместо 5 800$) при заказах до 100 м 2 (т.е. меньше чем 9 м на 12 м) и порядка 4 500$ за 1 м2 при заказе большем, чем 100 м2. На светодиодные, к нашему сожалению, пока уровень остаётся прежний.

Об экранах в Корее

Светодиодный экран 10х14 м Светодиодный экран 10х14 м Светодиодный экран 8х10 м
Панно размером около10 м на 14 м Панно размером около10 м на 14 м Панно размером около 8 м на 10 м
Светодиодный экран 5х10 м Светодиодный экран 7х10 м Светодиодный экран 8х12 м
Панно размером около 5 м на 10 м Панно размером около 7 м на 10 м Панно размером около 8 м на 12 м
Светодиодный экран 9х12 м Светодиодный экран 8х14 м Светодиодный экран 7,5х15 м
Панно размером около 9 м на 12 м Панно размером около 8 м на 14 м Размер около 7,5 м на 15 м
Светодиодное панно 9х15 м Светодиодное панно 7х16 м Светодиодное панно 9х16 м
Размер около 9 м на 15 м Размер около 7 м на 16 м Размер около 9 м на 16 м
Светодиодное панно 6х8 м Светодиодное панно 4,8х8,4 м Светодиодное панно 5х8 м
Размер около 6 м на 8 м Размер около 4,8 м на 8,4 м Размер около 5 м на 8 м