Примеры использования электронных табло, панно, экранов

Выпуск 2/1999

Главный редактор - Владимир Крылов
(25.03.1999)

Экраны на стадионах, в спортивных залах и в спортивных комплексах

Прежде всего мы хотели бы присоединиться к поздравлениям от МК (от 12 января 1999 г.) всем российским болельщикам нашей Российской команды по хоккею, добившейся ЗОЛОТА и звания Лучшей команды Мира среди юниоров! Даже тренер канадцев Том Ренни был не в силах сдержать восторг: "Русские показали выдающуюся игру! Мы сделали всё, что могли, но эти парни были сильнее, и проиграть такой сборной не стыдно. Уверен: у нас нет никаких причин извиняться перед канадской публикой. Победила лучшая команда мира!" Молодцы!

Жаль только, что в России никто это не видел! Так как не было даже трансляции финала. Но я надеюсь, что такое пренебрежительное отношение к спорту и к спортивным победам у нас всё-таки не везде. Хотя, если посмотреть на оборудование многих наших стадионов (футбольных, хоккейных, баскетбольных и т.п.), то, конечно, оно оставляет желать лучшего.

Но примеры реальных дел уже стали появляться и у нас. Так, первым российским стадионом, оборудованным видео панно был стадион в Санкт-Петербурге, потом - Лужники (в Москве), сейчас появилась информация о том, что заканчивается оборудование стадиона в Казани.

На первый взгляд, казалось бы, оборудование стадионов большими видео табло, панно, экранами и информационными табло - это вроде не самое первостепенное и главное. Но, если внимательно посмотреть на историю развития стадионов в мире, то, как показала реальность, - это далеко и не последний вопрос (особенно в плане борьбы за зрителя, рекламодателей и спонсоров).

Первыми, пожалуй, наиболее остро с необходимостью оборудования своих спортивных площадок большими видео панно табло экранами столкнулись стадионы и спортивные комплексы в Америке. Это было связано прежде всего с борьбой, возникшей между стадионами и "телевидением" за зрителя и болельщиков, а также рекламодателей и спонсоров.

В 70 - 80 годы бурное развитие вещательного и кабельного телевидения в Америке привело к тому, что зрители и болельщики стали гораздо меньше посещать спортивные площадки. Это на самом деле было очень непростое время, когда не только спортивные стадионы и комплексы, но и большинство кинозалов и кинотеатров потеряли своих зрителей (в принципе, очень похожая ситуация на то, что сейчас происходит в России и странах СНГ).

Исследования показали, что одной из существенных причин, по которой стадионы начали проигрывать "телевизионным" каналам - была та, что у зрителей и болельщиков на стадионе не было, казалось бы, такой простой и вроде бы "несущественной" возможности - увидеть повтор интересного момента, гола, удачного броска, удара и т.п., а "телевидение" давало такую возможность и по несколько раз! с разных ракурсов и мест.

После этого началось оборудование и переоборудование стадионов и площадок. И это - даже несмотря на то, что цены в то время на данное оборудование были выше, чем сейчас раза в 3-4!

На сегодняшний день в Канаде и США большинство хоккейных площадок уже оборудованы кубами с четырьмя экранами, на баскетбольных площадках также есть видео табло, а на стадионах, где проводятся матчи, я уже не говорю по "американском футболу", а даже и не столь у них популярному - обычному футболу - тоже появились огромные экраны табло и панно.

Электронное табло на стадионе Электронное табло на стадионе Электронное табло на стадионе

Почти все стадионы по мотогонкам, автомобильным кольцевым гонкам и, уж тем более, Формулы 1, также оборудованы огромными наружными видео табло, экранами. Сейчас в Америке стало популярным оборудовать видео панно и информационными табло даже небольшие стадионы различных университетов, школ, колледжей.

Электронное табло на стадионе

В результате:

И как результат - все затраты на покупку экранов окупились, многие стадионы сейчас стали переоборудоваться ещё более современными системами. Не стали отставать от американцев в этом вопросе и в Китае, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии, причём в отдельных вопросах они пошли дальше - с учетом своих национальных особенностей и привязанностей - и стали оборудовать огромными видео экранами не только свои большие стадионы, но даже небольшие спортивные площадки или спортивные курорты.

Светодиодный экран на стадионе Светодиодный экран на стадионе

Светодиодный экран на стадионе Светодиодный экран на стадионе
Светодиодный экран на стадионе Светодиодный экран на горнолыжной трассе

Опыт по оснащению большими видео панно табло экранами центральных городских стадионов в России уже также принёс свои результаты, достаточно сказать, что всё вместе помогло стадиону в Москве (Лужникам) выиграть право на проведения на нём финала по футболу на кубок УЕФА!

Подходы при выборе типа и размеров экрана - часть 4

Экраны и композиционные системы - для футбольных, легкоатлетичеких, хоккейных, теннисных стадионов, баскетбольных, волейбольных площадок, плавательных бассейнов и дворцов спорта

Первый выпуск был посвящён выбору линейных размеров и типов систем для использования в рекламных целях.

Второй выпуск был посвящён выбору линейных размеров и типов систем для использования в рекламных целях, и одновременно с возможностью по выходным или во время крупных концертных, политических или спортивных мероприятий вывозить её в непосредственное место их проведения.

Третий выпуск был посвящён подходам при выборе типа и размеров экрана, табло, панно - когда планируется использование системы - как собственные вывески (или рекламы собственного товара) и одновременно для общего рекламного использования)

Прежде всего при решении этого вопроса надо определиться с тем какой у Вас стадион - открытый или закрытый. Если закрытый, то установку надо выбирать среди внутренних систем (это - или рир-проекционные, проекционные или светодиодные табло панно экраны).

Если стадион открытый, то в плане линейных размеров подходы такие же как и в тех случаях, что были рассмотрены раньше (так как вопрос зрительской аудитории тот же самый, что и в чисто рекламном или композиционном применении экранов и табло).

Единственная специфика - это то, что в плане композиционного использования чаще используют в дополнение к видео табло несколько чисто информационных табло для указания счёта, времени и т.п.

Хотя есть примеры, когда только одно видео панно во время проведения самого матча смотрит на стадион, а когда спортивных мероприятий не проводятся, то оно обращено в город и работает чисто как рекламное (например в Санкт-Петербурге), но это, конечно, определяется непосредственным местоположением стадиона в городе.

Возможно применение и каких-нибудь сборно-разборных конструкций и решений по типу описанному во втором нашем выпуске (посвященном подходам к выбору). Вопрос же непосредственного выбора типа под достаточный линейный размер - (новейший ламповый, светодиодный, светодиодный кластерный и т.п.) - определяется, в основном, уже только Вашими финансовыми возможностями.

При этом можно учесть то, что крупнейшие стадионы в мире в последнее время в основном оснащаются светодиодными табло и панно кластерного типа (даже, несмотря на их очень немалую стоимость). Хотя есть примеры ( в Англии и в Америке), когда и на достаточно крупных стадионах (на 40 - 60 тысяч зрителей) устанавливаются и новейшие ламповые системы. Раньше устанавливались и газоразрядные системы (но, в основном, в европейских странах бывшего соц. лагеря). Среди же небольших стадионов в Америке и Англии (до 20 тыс. зрителей), в основном, преобладают ламповые системы, безусловно, из-за их гораздо меньшей цены, но приемлемого качества (гораздо лучшего, чем у дешевых светодиодных или газоразрядных моделей).

В Юго-Восточной Азии - несколько другая ситуация: на небольших стадионах устанавливаются светодиодные системы на dot-матрицах (существенно проигрывающие кластерным), но зато и существенно дешевле их. На больших же стадионах (и очень богатых) - устанавливаются светодиодные системы кластерного типа.

Кластерный светодиодный экран Кластерный светодиодный экран Ламповый экран
Светодиодный экран (кластерный) Светодиодный экран (кластерный) Ламповый экран